Класс — 6;
Продолжительность урока – 40 минут;
Оборудование к уроку:
— компьютер,
— мультимедийный проектор,
— учебная доска,
— учебник,
— тетради,
— мел,
— шариковые ручки,
Структура урока:
-
Организационный момент – 2 минуты.
-
Повторение пройденного материала – 10 минут.
-
Сообщение темы и цели урока – 2 минуты.
-
Новая тема – 15 минут.
-
Закрепление – 9 минут.
-
Итоги урока – 3 минуты.
-
Домашнее задание – 2 минуты.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Задачи урока:
-
Образовательная:
Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.
-
Развивающая:
Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).
-
Воспитательная:
Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое, воспитывать любовь к школе.
Ход урока.
-
Оргмомент. (Двадцать пятое января. Классная работа).
-
Новая тема.
1)Мобилизующий этап.
Учитель |
Ученики. |
— Прочитайте пословицы: (1 слайд) Школа – второй дом. Тетрадка соседа школьнику в радость. Двое стараются, а третий улыбается. Одну школу тысячи учеников прославляют. — Какая тема объединяет представленные пословицы? — Соедините их попарно в зависимости от смысла. Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ. — Напишите эти пословицы, подчеркните в словах орфограммы. — Объясните постановку тире в первом предложении. |
Можно объединить пословицы: Школа – второй дом и Одну школу тысячи учеников прославляют. В них говорится о том, что дети приходят в школу как в родной дом, в котором всё знают, любят и ценят, а, получив знания, уходят со двора родной школы, получают профессиональное образование и славятся своими заслугами, а школа гордится своими выпускниками. Можно объединить пословицы: Одно краденое словечко школьнику слаще и Двое стараются, а третий улыбается. В них говорится о том, что одни ученики добросовестно работают, а другие — нет. |
2)Формулирование темы и целей урока.
Учитель. |
Ученик. |
— Еще раз внимательно прочитайте пословицы и скажите, какие слова относятся к теме нашего сегодняшнего урока? Сейчас проверим, правы вы были или нет. Внимательно прослушайте загадку и назовите правильный ответ. Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы Который? и Сколько? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? — О какой части речи говорится в загадке? Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи». (Слайд 3) — Ребята сформулируйте, пожалуйста, задачи урока. |
имя числительное. тема сегодняшнего урока – «Имя числительное как часть речи». Задачи нашего урока: 1.Познакомиться с именем числительным как частью речи; 2.Учиться отличать имя числительное от других частей речи. |
3)Изучение нового материала.
Учитель. |
Ученики. |
||||||||
1.Поисковая познавательная работа. — Ребята, давайте обратимся к тексту загадки и определим, какие признаки числительного скрываются в нем: (Сл. 4) Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы Который? и Сколько? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? — Итак, теперь попытаемся сформулировать определение. Что такое имя числительное? — А теперь проверим правы мы были или нет, откройте ваши учебнике на стр. , прочитайте правило и скажите: все ли признаки имени числительного мы перечислили? 3.Грамматические свойства числительных. — А теперь поговорим об особенностях этой части речи. ! Историческая минутка — Ребята, внимательно посмотрите в свои тетрадки и назовите самое первое числительное, которое мы написали. — Расскажите, пожалуйста, об истории происхождения слова «двадцать», кто готов ответить? (слайд 5) — А как в давние времена именовалось множество предметов, людей, событий? ! Грамматическая задача (работа в парах) (слайд 6) Прочитайте задание и запишите правильный ответ. 1. В каком году образовалась наша школа? А)В тысяча девятьсот тридцать втором году Б) В тысяча девятьсот сорок четвертом году В)В тысяча девятьсот пятьдесят третьем году 2. Сколько корпусов в нашей школе? (сл. 7) А) пять Б) восемь В) одиннадцать 3. Сколько лет мы учимся в новом здании? А) пять (сл.8) Б) шесть В) девять — Ребята, на какие вопросы отвечают числительные, представленные в задании? — А можем ли мы по вопросу объединить числительные в одну «семью» (группу)? — Ребята, а как эти группы называются? — Что мы можем сказать о числительных, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? Знаком ли вам данный вопрос? — А чем отличаются числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? — Итак, ребята! Обратите внимание, что числительное имеет общие морфологические признаки как прилагательного, так и существительного. Можем ли мы отнести слова-числительные к данным частям речи? 6. Разряды числительных по значению — Как влияет вопрос на «местожительство» имен числительных? Сколько?– количественные числительные. Какой? – порядковые числительные. (сл.9) Почему они так называются? Комментирование домашнего задания: — Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: упр. 396. Прочитайте задание, все ли вам понятно. При выполнении д/з обратите внимание на нашу грамматическую задачку. (НА ДОСКЕ) 4.Физкультминутка. Физминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик тихо сесть 5.Синтаксическая функция. — Еще одна особенность имени числительного. — Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните числительные как члены предложения. (НА ДОСКЕ) 1.Три ступени знаний преодолевает ученик в школе. (Запишите его) — О каких ступенях знаний идет речь? Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. Назовите подлежащее в данном предложении. — 2. Восемьдесят да пять – восемьдесят пять. (запишите его) — Что символизирует это число, как оно связано с нашей школой? Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. Назовите ГО в предложении. — Теперь поработаем с третьим предложением. 3. Наш классный кабинет находится на втором этаже. (Запишите его) — На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает? Чем являются в предложении? — Какими еще членами предложения могут являться числительные? Приведите примеры из учебника. 4) Закрепление. Игра «Морфологическая квест». (Сл. 11) — Ребята, а теперь я предлагаю вам решить лингвистическую задачку. Откройте, пожалуйста, упр. 395 и прочитайте задание. — Что необходимо будет сделать, чтобы поселить жителей в правильный город Ознакомимся с примером. — Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под ней. Сформулируйте задание. Самостоятельно в тетрадях. — Какое таблица осталась незаполненной? Заполните ее двумя своими примерами. — А теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте работу соседа по критериям. (критерии и таблица на слайде) (Сл. 12) |
— общее значение — вопросы — изменяется по падежам — Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: который и сколько. Обозначает порядок предметов при счете. Две группы числительных и т.д. двадцать пятое (января) Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать. Один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать тьма да имеет признаки прилагательного один признак существительного Нет. По грамматическим свойствам эти слова не относятся ни к существительным, ни к прилагательным, а образуют особую часть речи – числительное. В предложении Три ступени знаний преодолевает ученик в школе числительное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов. Младшая школа, средняя и старшая 1) В предложении бывают подл, сказ, опр. 2)Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое? 2)Сколько? – количественные числительные. Какой? – порядковые числительные. два, три, четыре (словарное слово) Количественные. Слова, написанные под таблицей, надо разделить по частям речи.
|
5) Итоги урока.
Учитель |
Ученики. |
— Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня? — Что нового мы узнали? |
Сегодня мы познакомились с числительным и учились их отличать от других частей речи. Ответы учеников. |
6) Оценки