— Ребята, через несколько недель вы будете сдавать экзамены по русскому языку и литературе и цель нашего занятия рассмотреть приемы повторения литературного материала.
— Сегодня мы поговорим с вами об актуальном, животрепещущем и о великом! А поможет нам в этом прием «Синектик». Что же это такое? Данный приём основывается на совмещении разнородных элементах деятельности в одной цикличной цепи.
— Что ж, приступим к беседе. Давайте назовем три любых неодушевленных существительных.
Н-р: Книга, ручка, стол
— А теперь давайте докажем, что каждый из названных предметов представляет цикл.
— Что такое цикл?
Обращаемся к фразе:
«…представляет собой цикл, потому что…»
Книга – мысль – страница – глава – середина книги – финал и т.п.
Ручка – мысль – запись и т.п.
Стол – процесс пребывания — размышления – выход – возвращение и т.п.
— А теперь докажите, что «Литература представляет собой цикл, потому что…»
— Спасибо, я услышала ваши точки зрения относительно литературы, теперь же приступим к доказательствам некоторых из них.
! – Какие проблемы современности нас больше всего интересуют? (коррупция, соц. неравенство, межэтнические распри, подмена информации и т.п.)
А теперь обратимся к великой и могучей русской классике:
-
— Из какого произведения взят данный фрагмент?
«Но переносил все герой наш, переносил сильно, терпеливо переносил, и – перешел, наконец, в службу по таможне. Надобно сказать, что эта служба давно составляла тайный предмет его помышлений…». (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
— Что мы узнаем о главном герое из данного текста? Можем ли мы составить словесный портрет? (расчетливый, корыстный, находчивый, целеустремленный, наблюдательный, терпеливый и т.п.)
— Ребята, какие проблемы раскрывает данный фрагмент произведения? (коррупции, чинопочитания)
Чичиков – чинопочитание – коррупция – нажива
-
«Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами…» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
-
Кому из литературных героев принадлежат данные слова?
-
Можем ли мы охарактеризовать характер Печорина с помощью данной цитаты?
-
Какие проблемы поднимает роман?
Печорин – безысходность — эгоизм – пустота души
-
«Тварь я дрожащая или право имею?» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
— Охарактеризуйте главного героя романа.
-
Какие проблемы поднимает роман?
Раскольников – унижение — отчаяние – убийство – крушение личности
— Итак, мы совершили небольшой экскурс в хранилище русской классики. Вспомнили ключевые произведения и их героев. Тем самым доказали цикличность литературы.
— Ребята, чем интересен данный прием?
— Какое применение этим знаниям вы можете найти?
— Как в каждом из этих героев раскрывается данное понятие?
— Ребята, актуальны ли эти типы в наше время?
— Какие выводы мы можем сделать?
Проблемы современности = проблемы прошлых эпох = проблемы вечные
! Три разных типа личности, раскрывающие природу человеческого бытия
Свое выступление я бы хотела завершить словами Т. Манна «Святая русская литература, святая, прежде всего, в своей человечности».
Самоанализ:
С данным приемом я познакомилась недавно. Меня он заинтересовал универсальными возможностями при повторении материала в ходе подготовки к промежуточной и государственной аттестации. Данный прием развивает ассоциативное мышление, позволяет систематизировать изученный материал по литературе и выстраивает основу для доказательной базы в ходе выполнения заданий по литературе. Данный прием помогает реализовать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД в учебном процессе.
Личностные УУД:
— иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;
— формировать познавательную и социальную мотивацию;
— давать оценку действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;
— стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
— планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;
— прогнозировать и оценивать поступки героев художественного произведения в соответствии с ситуацией;
— устанавливать последовательность событий в тексте;
-осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).
Познавательные УУД:
— выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;
— формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;
— формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;
— классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;
— создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
— умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;
— понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
— сотрудничать в совместном решении проблемы.
Данный прием мною опробован на уроках в 6 и 9 классах. Получила удовлетворительный результат в сочинениях развернутых ответах на вопросы. (Значительно усилилось умение подбирать доказательную базу)