Мечта разыскивает путь

Урок литературы

7 класс

По феерии А.Грина «Алые паруса»

Тема урока «Мечта разыскивает путь»

Учитель русского языка и литературы

Яковлева И.М.

Мечта разыскивает путь

Цель: Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся, умение делать самостоятельные выводы.

Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

 

Мечта разыскивает путь, —

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь, —

Намечены пути;

Мечта разыскивает путь, —

Открыты ВСЕ пути.

А.С. Грин «Движение». 1919г.

Учитель: Это стихотворение «Движение» Александра Степановича Грина. И строчкой из него мы назовем наш урок. «Мечта разыскивает путь»

Готовясь к уроку, вы проделали большую работу: создали папки с материалами о писателе и его героях, включили в них рисунки, отражающие ваше видение событий и героев. Одна группа изучала биографию и творческий замысел писателя, другая – внимательно читала эпизоды, связанные с образом Ассоль, третья – с образом Грея. В течение урока мы с вами проследим путь героев к воплощению своей мечты и наполним содержанием свой парусник надежды.

Звучит шум прибоя.

Организация эмоционального настроя.

Учитель:

— Вы слышите? Это звуки моря, крики чаек, песни волны, набегающей на берег. Хорошо сидеть на берегу моря, наслаждаясь этими звуками и … Продолжите мою мысль.

( Вспоминать что-то хорошее. Фантазировать. Представлять что-то романтическое, сказочное. Мечтать. )

Конечно же мечтать.

  • Какое настроение рождает слово МЕЧТА? (радостное, светлое, доброе, ожидающее что-то хорошее, трепещущее)

  • Дайте обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение этого слова?

Попросим литературоведа дать толкование слову мечта

 

Ученик: В словаре С.И Ожегова дается такое толкование

Мечта – 1 – нечто, созданное воображением; мысленно представляемое

2 – предмет желаний, стремлений.

Давайте назовем свой парусник «Мечта»

Учитель:

Какой эпитет вы употребили бы со словом “мечта”?

(Голубая, розовая, хрустальна) – подпишите эти определения

 

Учитель:

Можно употребить в словосочетании со словом “мечта” прилагательные “серая”, “черная”, “тяжелая”? Почему?

(Мечта – это что-то светлое, доброе. Прилагательные “серый, черный, тяжелый” можно употребить со словом “думы”, но не “мечта”).

 

Учитель:

Ф. Сологуб сказал: “Я бог таинственного мира, весь мир в одних моих мечтах”. А хорошо ли быть мечтателем? Что дает мечта человеку? Может быть это бесполезное занятие? (Слайд)

( люди мечтали во все времена – мечтали летать – летают. Мечтали попасть в подводное царство – попали. Мечтали о сапогах-скороходах – изобрели автомобили, поезда и много другое

  • Возможно ли было это без мечты?

  • Ответы (….)

 

Учитель:

Значит, мечта проявляется в конкретных делах, она созидает жизнь.

Не зря говорят, что человек без мечты, что птица без крыльев. Если человек о чем- то мечтает, то говорят, что он окрылен. У человека, не умеющего мечтать, душа бескрыла.

 

Учитель:

Любой человек верит, что когда-нибудь наступит прекрасный день исполнения желаний.

Одну из таких историй исполняющейся мечты нам рассказал известный русский писатель Александр Грин в своей феерии «Алые паруса». Еще это произведение называют романической повестью.

Давайте вновь обратимся к толковому словарю. Каково значение слова «феерия» и слова «романтик».

 

Ученик. В словаре С.И Ожегова дается такое толкование

Феерия (от fee — фея) — 1. театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. 2. перен. Волшебное сказочное действие.

Романтикчеловек мечтающий, изображающий яркие, возвышенные стороны жизни.

 

Слово учителя:

Такое произведение мог создать только тот человек, который сам умел мечтать.

Александр Грин, познакомимся поближе с этим писателем.

Звучит музыка «Лунная соната» Бетховена

Выступление группы, изучающей биографию писателя.

Ученик:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит — это кому-нибудь нужно, значит, это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

    — В 1985 году одна из планет Солнечной системы была названа Гриневия, в честь Александра Грина.

Ученик: А.Грин (1880-1932) — Александр Гриневский- прожил тяжелую жизнь. Все в ней сложилось так, чтобы сделать из него преступника или злого обывателя. Но этот угрюмый человек пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Все его произведения пронизаны духом романтики. Герои его произведений смелые, простодушные, как дети, гордые, самоотверженные и добрые люди.(Записать на паруснике)

 

Ученик:

Он жил среди нас,

Этот сказочник странный,

Создавший страну,

где на берег туманный

С прославленных бригов

Бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук

Морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С соленой как море, бунтующей кровью,

С известной, как солнце, мечтой о добре.

 

Послушаем, как родился замысел такого волшебного произведения

Замысел повести «Алые паруса»писатель вынашивал пять лет. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из шёлка. Благодаря солнечному эффекту морской парус казался красным, почти алым. Эта игрушка ему что-то сказала, но он не знал, что. Тогда он подумал, не скажет ли ему больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование.

Простой жизненный случай разбудил творческое воображение писателя, и родилась чудесная книга – «Алые паруса».

 

Учитель:

Алый цвет парусов — это символ воплощение Мечты в жизнь, символ отражения духовного мира главных героев произведения, Ассоль и Грея.

Давайте откроем для себя этот мир и пройдем тот путь к мечте и счастью, который прошли герои повести.

Расскажите, в какой обстановке росла Ассоль? Зачитайте. Прокомментируйте.

 

У-к: В небольшом рыбацком поселке отшельниками жили Лонгрен с дочерью. Бывалый моряк оставил службу и один растил маленькую Ассоль. Соседи обходили стороной дом, считая его нелюдимым и злым человеком. Ассоль росла без подруг, дети, играя, гнали ее, швыряли грязью и дразнили. Нередко Ассоль прибегала домой с плачем, синяками, царапинами, вскоре она перестала оскорбляться, но спрашивала отца, почему их не любят. На что Лонгрен отвечал, что они просто не умеют любить.

У-к: Она росла среди чудесных игрушек, сделанных отцом, слушала его рассказы — «своеобразные фантастические лекции о жизни и людях, в которых диковинным, пронзительным и необыкновенным событиям отводилось главное место», где переплетались мечты и действительность.

У-к: Она придумала свой мир, мир грез и фантазий, в котором ей было хорошо и уютно. Часто засыпала она на груди отца с головой, полной чудесных снов.

Давайте запишем на парусе Ассоль, какой была девушка (одинокой, любила и понимала природу, отца, верила в мечту, умела ждать)

 

Учитель: Почему Ассоль так тяжело пришлось в детстве?

(Жители Каперны не принимали образ жизни Ассоль и ее отца).

Учитель: Как жили люди в Капене? Зачитайте примеры.

Работа с книгой.

Они жили своей грубой, пошлой жизнью… Там не рассказывают сказок. Не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, с ужасным мотивом…».

Жители Каперны не знают сильных чувств: они забывают оскорбления, не умеют горевать, их чувства мелки и суетны. Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с которой относился Лонгрена к Ассоль, к ее вере в будущее появление корабля с алыми парусами.

Их мир – мир без поэзии, они лишены воображения.

Все иное, непохожее на них, вызывает ненависть, издевку. Они не способны сделать для других что-то, приносящее радость.

Учитель: Грин показывает два мира: мир Ассоль и Лонгрена и мир жителей Каперны.

Какой композиционный прием он использует?

Ученики: контраст

 

Учитель: Случай, который произошел с Ассоль, когда ей исполнилось 8 лет, наполнил жизнь Ассоль чудесным ожиданием. Что это был за случай?

(Встреча Ассоль с известным собирателем песен, легенд, приданий и сказок – Эглем.)

Просмотр фрагмента фильма

Просмотр сюжета фильма.

Почему именно Ассоль Эгль дарит свою сказку?

Ответ найдите в тексте. (Работа с книгой)

(«Невольное ожидание прекрасного» увидел Эгль в лице девочки)

Как кой видит волшебник Ассоль (работа с книгой)

(Каждая черта Ассоль выразительно легка и чиста, как полет ласточки; кроткая улыбка, глаза с оттенком грустного вопроса.

Выпишите те фразы, в которых отражается внутренний мир девочки. Зачитайте. (прекрасная неизвестность, дивное художественное полотно)

 

Что говорит Эгль об имени Ассоль

(хорошо, что оно такое странное, музыкальное, как свист стрелы или шум морской раковины)

С каким растением ассоциируется образ Ассоль

(с цветком, беззащитным, приносящем радость и не требующем ничего взамен)

Что изменилось в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

Ответы детей.

 

Учитель:

Предсказание Эгля подготовило рождение мечты девочки

Этой мечте она была верна всю жизнь.

Она поверила в чудо.

Сберегла свою мечту.

Без мечты жизнь Ассоль была бы серой, беспросветной.

Мечта помогала выжить, сохранить свой богатый внутренний мир. Все хорошее расцветало в ее душе.

Все чаще она стала ходить на берег моря, вглядываться в голубую даль, общаться с природой. Она ждала своего принца на белом корабле с алыми прусами. Им стал Артур Грей.

 

Автор говорит о нем так: Он родился капитаном, хотел быть им и стал им.

  • В какой обстановке рос Артур Грей?
  • Назовите эпизоды в которых проявляется характер Грея.

Какие моменты из детства Грея привлекли особо ваше внимание?


1) «…Он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, то есть попросту замазал их голубой краской, он не мог допустить, чтобы торчали из рук гвозди и текла кровь».
      

      3) «Грэй пережил ощущение острого чужого страдания, плеснув себе на руку горячий бараний суп, когда обожгла руку служанка Бетси.( Обварил руку, чтобы пережить чужое страдание.)

      4)  Узнав, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, оттого что у них нет денег, Грэй разбил свою фарфоровую копилку и все ее содержимое засунул в сундук девушки, написав записку : „Бетси, это твое. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд“». (Подарил деньги Бетси от имени Робин Гуда)

На 15 году жизни Грей тайно покинул дом и ушел юнгой на корабль. Он хотел быть дьявольским моряком. Для этого ему пришлось испытать все тяготы суровой жизни моряка. Но он не сдался, а шел к цели со стиснутыми зубами. Он сносил молча все насмешки, издевательства и брань, пока не стал «своим». В 20 лет он стал капитаном собственного корабля «Секрет».

  • Когда родилась его мечта?

В 12 лет родилась мечта Грея. В библиотеке на стене он увидел картину, с изображением корабля, на баке, спиной к зрителю стоял капитан. Вся его фигура, движение привели мальчика в восторг. Он часто приходил смотреть на эту картину. И в маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море.

  • Какие качества Грея вы считаете самыми лучшими?

Написать на паруснике.

Грей – сильная, целеустремленная личность. Он человечен, добр.

  • Посмотрите на паруса, скажите, что общего у героев?

(В чем зеркальность главных героев?)

Главные герои одиноки в детстве и лишены общения со сверстниками;

Любят всё живое, близки к природе;

Добры и бескорыстны;

Трудолюбивы;

Верят в мечту.

  • В чем различие главных героев?

Разные по происхождению, у каждого свои мир фантазий. Мечта Грея изначально реальная, в ней нет ничего сказочного.

 

Учитель: Какой момент в произведения вы считаете кульминационным?

(Встреча)

 

Была ли встреча Ассоль случайной? Стала ли эта встреча для героев счастливой?

Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что они оба верят в мечту.

Грей уверен, что он и Ассоль рождены друг для друга.

  • Найдите в тексте, что говорит по этому поводу Грей.

Работа с книгой

(«Что до меня, то наше начало — мое и Ассоль — останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь»)

Я попросила написать короткое продолжение феерии «Алые паруса» Давайте послушаем.

Сюжет из кинофильма

Учитель: Давайте вновь обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете стихотворение Александра Грина?

Ученик: Когда человек начинает мечтать, он еще не знает, какой будет выбирать путь, чтобы ее осуществить, он ищет этот путь, находит его и все пути открыты, чтобы мечта исполнилась.

Фильм (Слова Грея)

 

Учитель.

Уметь мечтать – это замечательное душевное качество,

а уметь превратить мечту в действительность, выбрать для этого

нужный путь – это величайший человеческий талант.

Таким талантом обладал Артур Грей, который воплотил мечту прекрасной девушки Ассоль в реальность.

 

Я предлагаю Вам продолжить фразу «Алые паруса» — это…

Продолжение запишите на паруснике вашей мечты.

Слайд-шоу «Ребята, надо верить в чудеса»

Творческая работа учеников

Учитель:

Зачитайте свои высказывания. Оценки. Спасибо за урок.

Творческая работа учеников

Это прекрасное произведение о вере в мечту. Мечта может исполниться только тогда, когда ты искренне в это веришь и не изменяешь своей вере. Я очень рада за героев, что они нашли друг друга. Думаю, что они действительно созданы друг для друга. (Вика Б.)

Романтическая повесть, в которой многое было не о мечте и счастье, а о зависти, злобности людей и одиночестве главных героев. Но благодаря испытаниям острее чувствуется радость. Я рада, что главные герои уплывают из злобной деревни в свою сказочную страну, где будут счастливы. (Катя О.)

Это вера в мечту. Это исполнение мечты. Герои счастливы, что нашли друг друга. Если бы эта вера не была такой сильной, как у Ассоль, они бы никогда не встретились. И не было бы никаких алых парусов. (Наташа К.)

Сказочное зрелище о встречи двух прекрасных людей: доброго, отважного капитана Артура Грея и милой, непохожей на других девушки Ассоль. Ассоль пришлось много страдать в своей жизни, мне ее очень жаль. Поэтому я рада, что она, наконец-то, будет счастлива. Думаю, что Грей сделает для этого все. (Олеся С.)

Алые паруса – это пример того, что чудеса становятся реальностью. На примере Ассоль и Грея можно верить в чудо, потому что это чудо можно сделать своими руками. Произведение очень трогательное, во время чтения очень переживаешь за судьбу героев, но, к счастью, все заканчивается очень хорошо. Такое произведение мог написать только добрый и хороший человек. (Рита Я.)

Алые паруса – красивая сказка. Сказка о мечте, которая стала былью. Написать такое произведение мог написать только такой человек, который сам умел мечтать. Два человека созданные друг для друга, каждый идущий своим путем встречаются. Не зная друг друга, они полюбили. О таком финале мечтают все люди. (Андрей Б.)

Это произведение, которое учит тому, что мечта, если в нее поверить, становится могучей творящей силой. Я рада за героев, что они нашли друг друга. Они заслуживают этого за то, что верили в добро, в счастье и любовь. (Слова Т.)

Прекрасная феерия со счастливым концом. Я поняла, что мечту можно осуществить своими руками. В мечту нужно сильно верить, и тогда она исполнится. Я верю,

что герои обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни; в нём есть добро, любовь и мечта. (Даша П.)

Алые паруса – это мечта, счастье, поэзия, сказка в жизни, к которой стремятся Ассоль, Грей и читатели. В героях Грина, «поэта мечты, романтики и моря» заложены все самые лучшие человеческие качества: доброта, сострадание, целеустремленность, чуткость. Они достойны уважения, любви и счастья. (Андрей Б.)

Дополнительные файлы

Постоянная ссылка на это сообщение: https://oneschool.ru/mechta-razyskivaet-put/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

6 − один =

47264493