«Не бойся к делу руки приложить!»

(по мотивам нанайской сказки «Кукушкино богатство»)

Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.

Цели урока:

— пробудить интерес учащихся к морально-этической проблеме «Легко ли дело ленивому поддается?»;

— помочь осознать значимость труда в жизни человека;

— активизировать мыслительную деятельность учащихся, дать им возможность осознать процесс познания через решение поставленной проблемы.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Изменение мотивации учащихся к данной проблеме;
  • Актуализация знаний по теме занятия;
  • закрепление и обобщение полученных знаний в ходе решения проблемы путём — индивидуального анализа жизненного опыта ученика и

— психологических аргументов в ходе дискуссии.

Развивающие:

  • умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения;
  • формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
  • развитие личности ученика, его мировоззрения;
  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

Воспитывающие:

  • формирование нравственных качеств как трудолюбие и усердие;
  • развитие у детей чувства товарищества, взаи­мопомощи;
  • воспитание вежливости, вниматель­ности, уважения к людям.

Методические приемы ведения урока: рассказ учителя, беседа-дискуссия с учащимися, постановка морально-этической проблемы, устное рисование (психологический портрет героя), использование медиапроектора ( слайды),

работа в творческих листах.

Наглядность: Пословицы и высказывания о труде, творческие листы; книга Д. Нагишкина «Амурские сказки»; презентация учебного занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие учителя.
  1. Работа с эпиграфом.

В каждом живом существе:

в тебе, во мне – живёт много персонажей,

и далеко не все из них симпатичные…

(Конан Дойл «Шерлок Холмс»)

— Скажите, знаком ли вам главный герой книги К. Дойла? (знаменитый частный детектив)

— А чем особенна данная профессия? (детективы серьезные, внимательные, кропотливые, трудолюбивые, умные)

— Я надеюсь, что мы сегодня на уроке будем такими же внимательными и серьезными. Ребята, а вы знаете о том, что каждый детектив оставляет своему ученику напутственное письмо. Так что же хотел сказать нам Шерлок Холмс в своем послании?

— Как данное высказывание связано с темой нашего урока?

  1. Постановка цели урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и задачи)

Сформулируйте цель нашего урока?

Какие задачи стоят перед нами сегодня?

  1. Введение в тему.
  1. «Вспоминаем»

Термин «притча»

— Ребята, что такое притча?

Притча – это небольшой поучительный рассказ.

! Послушаем притчу!

Берегитесь лени!

Рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множество дел».

Протер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо размером с блюдце.

— Кто ты? — спросил человек.

Существо зевнуло в ответ и умильно попросило:

— Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька.

— Минуточку можно, — пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку.

Снова проснулся человек через час. Взглянул он на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел человек вскочить, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз. Существо потерло пухлыми ручками глаза-щелочки и пробормотало:

— Куда спешить, человек!? Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать.

— Кто ты? — удивился человек. Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилась на подушку.

Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо размером с облако.

— Кто ты? — закричал человек.

— Не узнал! Ты сам меня вырастил. Я твоя Лень, — захохотало существо и добавило:

— Мы сегодня славно провели время!

— Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, — возразил человек.

— Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, — радостно предложила Лень.

— У меня же дела, — не согласился человек.

— У тебя нет никаких дел, — засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. И в этом тумане исчезли все дела человека.
Работа с текстом притчи.

Как вы поняли смысл притчи?

Каким человека делает лень?

Кого называют ленивым?

Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться настоящим человеком. А что это за качество нам поможет понять нанайская сказка «Кукушкино богатство».

  1. Подготовка к восприятию текста.

— Ребята, кто является автором данной сказки? (нанайский народ)

— Знаете ли вы что-нибудь о нанайском народе? (приблизительные ответы учеников). А теперь послушаем сообщение о нанайском народе и выясним, правы мы были или нет.

1. Рассказ ученика о нанайском народе с показом слайдов. Дети слушают и рассматривают иллюстрации.

— Нанайцы – (нанай, «здешний человек», устаревшее название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока, живший в 17 веке по реке Уссури, а также вокруг озера Ханка. 
Основными занятием нанайцев была ловля рыбы. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград. Зимой они ездили на собачьих упряжках.

— Что вы узнали о нанайском народе?

— Посмотрите на картинку. Попробуйте описать девочку, представленную на слайде, определить черты ее характера.

2. Терминологический минимум.

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?

Соболева`ть – охотиться на соболей.

Острога` — рыболовное орудие в виде вил.

Калу`га —  пресноводная рыба рода белуг, семейства осетровых.

Чан – большая чаша.

  1. Чтение сказки по частям.

Комментированное чтение сказки по частям, составление плана.

I часть (чтение).

Знакомство с главным героем.

— Кто является главным героем произведения?

«Ассоциативная радуга». Использование приема «говорящее имя». (работа с творческими листами)

— Какие ассоциации у вас вызывает имя Покчо`? Выберите нужное облачко и запишите в него свои ассоциации.

Составление творческого портрета.

  • Каким представляется герой?

Запишем качества нашего героя в первую колонку таблицы: «Каким был».

  • Что ищет наш герой? (медвежий зуб или кукушку)
  • С какой целью? (чтобы обогатиться)
  • Как мы можем озаглавить данную часть? («В поисках богатства», «Покчо мечтает обогатиться» и т.д.).

Посмотрим, что же дальше произойдет с нашим героем.

II часть (чтение).

— Ребята, как можно озаглавить данный фрагмент? («Встреча с кукушкой», «Кукушкино богатство» и т.п.)

— Как ведет себя Покчо после получения богатств?

— Можем ли мы назвать Покчо отрицательным героем? (Нет, потому что он помогает людям, щедро делится своим богатством)

— А положительным? (нет, потому что положительный герой не должен быть ленивым, должен быть достойным человеком, всего добиваться своим трудом)

— Ребята, что нужно сделать Покчо для того, чтобы стать настоящим героем? Напишите ему напутственный совет.

(В своих творческих листах ребята «помогают» Покчо измениться: советуют ему сделать что-то хорошее).

— Что же произойдет с нашим героем, мы сейчас узнаем.

III часть (чтение).

— Как озаглавим этот эпизод? («Разорение Покчо»).

Раскрытие основной идеи текста.

— Ребята, почему кукушка разорила Покчо?

— Что же сейчас делать Покчо? Ему нужен ваш мудрый совет! (читают представленные советы)

IV часть (чтение).

— Чем завершается данная сказка?

— Как озаглавим последнюю часть? («Покчо спешит делать добрые дела»)

— Как вы считаете, справится ли Покчо со своим испытанием? Почему?

— А теперь давайте попытаемся предположить, каким стал наш Покчо. Запишите свои варианты во вторую колонку таблицы.

! Работа с термином «эволюция героя» — изменение внутренних качеств героя.

  1. Рефлексия.

— Понравилась ли вам сказка, ребята?

—  О чём же вы задумались, прочитав эту сказку? (Нужно быть трудолюбивым, не лениться).

— А почему сказка называется «Кукушкино богатство»? Почему именно образ кукушки является ключевым в данном произведении? (Кукушка не вьет гнёзд, не имеет никаких богатств).

— Попробуйте открыть тайну названия урока.

— Какими качествами должен обладать трудолюбивый человек? (Дети озвучивают).

— А что ценят в людях разные народы? (доброту и трудолюбие)

— Давайте вспомним пословицы о труде. Пусть эти пословицы буду вашими помощниками в жизни.

— А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

  1. Домашнее задание:

Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание на выбор:

1. Нарисуй трудолюбивого героя.

2. Придумай своё продолжение сказки.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://oneschool.ru/ne-bojsya-k-delu-ruki-prilozhit/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

8 − два =

47264493