Рекомендации психолога

Уважаемые родители!

В настоящее время для нас с вами сложилась непростая ситуация. На фоне всеобщей пандемии коронавируса мы вынуждены соблюдать режим самоизоляции, а это значит, приходится изменить привычный образ жизни: отказаться от прогулок по городу, от встреч с друзьями, от массовых праздников, развлечений и т.д. Наш город опустел и теперь напоминает съёмочную площадку, где снимают блокбастер про апокалипсис. Естественно, что в такой атмосфере настроение оставляет желать лучшего, может усилиться тревога за будущее, страх за здоровье близких, особенно за детей и пожилых родителей. А ещё наши ребята вышли на дистанционное обучение, которое тоже добавило трудностей и «непонятностей» в привычный образ жизни. В общем пришло время придумать, как сохранить собственное эмоциональное благополучие, спокойную доброжелательную обстановку в семье, активизировать ресурсы, выйти из сложного периода без потерь, а наоборот с полезными приобретениями. Предлагаю несколько интересных и, надеюсь, полезных мыслей по этому поводу.

Волноваться в сложной ситуации — это нормально. Запрещать себе думать о плохом бесполезно и вредно: тревожные мысли, беспокойство и напряжение, накопленные в подсознании, могут возвращаться в виде бессонницы, плохого настроения, всплесков раздражения, злости. Энергию неприятных эмоций полезно выражать: проговаривать, преобразовывать в энергию физического движения (рисовать, танцевать, петь, мыть окна, клеить обои и т.д.). Что же делать с неприятными мыслями? К известной поговорке: «Не можешь изменить ситуацию — измени своё отношение к ней» хочется добавить: «И найди плюсы!» Совместное времяпрепровождение можно обогатить новым содержанием. Например, интересная идея — изготовить позитивный календарь для всей семьи, где каждый день будет отмечен приятными событиями (день «обнимашек», день ласковых слов, день детского самоуправления и т.д.)

Важно разговаривать с детьми. Им точно так же может быть непонятно, страшно, тревожно, грустно… Давайте взглянем их глазами: на улице теперь не погулять, с друзьями не встретиться, каждый день поступает разная тревожащая информация, родители растеряны, вынуждены работать удалённо, а ещё эта новая система обучения в которой пока мало понятного… А если вы найдёте время и поделитесь своими переживаниями, выслушаете, посочувствуете, разрешите выразить накопившееся напряжение (доступными, однако приемлемыми способами), то наверняка станет легче, спокойнее, уютнее и радостнее! Выразить напряжение ребятам помогут физические упражнения, танцы, спорт, рисование, трудовые поручения, ведение личного дневника. Пригласите семью на бой подушками, мягкими игрушками и снежками из бумаги, тогда накопившегося напряжения и раздражения станет заметно меньше.

Конфликты во взаимоотношениях неизбежны, особенно когда члены семьи в условиях самоизоляции вынуждены находиться постоянно вместе на одной территории. Однако зачастую конфликты возникают из-за потребности сбросить накопившееся напряжение (раздражение, злость, страх, тревогу), получить разрядку. Если возникла необходимость выразить недовольство, старайтесь обращаться к поступкам ребёнка, а не к его личности. Например, вместо фразы «Ты безответственный!», лучше сказать: «Меня беспокоит (тревожит, расстраивает), что в последнее время ты стал менее ответственно относится к обязанностям». Помните, что легче всего — разрушить отношения, труднее — сохранить и укрепить.

Хочется ещё затронуть тему личного пространства. Постоянное совместное пребывание членов семьи может привести к усталости друг от друга, повышенной раздражительности. Эти эмоции являются нормальными и объяснимыми, так как каждому из нас требуется личное время и пространство. Давайте возможность детям устраивать отдельные пещерки, палатки, домики, где они могут определённое время побыть в одиночестве, уюте, покое и комфорте.

Будьте готовы к тому, что изменение привычного распорядка дня ребёнка может привести к его дезорганизации. Вам может показаться, что он «расслабился», начал лениться. Однако, для адаптации требуется время, в течение которого психика перестраивается на другой режим. Помогите этот режим выстроить. Полезно планировать дела на день, ранжируя их по степени важности. Определённость в делах снижает тревогу и уменьшает растерянность.

У ребят сейчас появилась масса свободного времени. Самое время подумать о безопасности на просторах интернета. Помните, что интернет-мошенники ищут любую возможность заинтересовать детей и подростков. Лучше, если это сделаете вы. Составьте вместе список, чем они могут это время заполнить: например, познакомиться с новым способом живописи или освоить музыкальный инструмент. Можно вместе снять видеоролик… Главное здесь — ваш искренний интерес и эмоциональная включенность.

В заключении хочется отметить, как бы ни была сложна сложившаяся ситуация из неё определённо стоит вынести пользу! Именно сейчас ребятам важно показать, что в любом непростом положении можно найти плюсы: появилось время найти новое хобби, уроки можно «посещать» в пижаме вместе с кошкой и т.д. А если вы вместе с ребёнком составите список вещей, дел, занятий, помогающих, укрепляющих и поддерживающих позитивный настрой, тогда вы работаете на будущее: развиваете стрессоустойчивость! Поместите на холодильник большой кармашек из бумаги. Придумайте вместе разные способы повышения настроения (принять ванну, послушать музыку, выполнить дыхательную гимнастику, пообниматься с мягкой игрушкой, съесть апельсин, шоколадку и т.д.). Зафиксируйте эти способы на бумаге и поместите в кармашек. Это ваша копилка ресурсов. Используйте способы из копилки, когда настанет необходимость поднять настроение себе и близким.

При необходимости вы можете обращаться в психологическую службу гимназии. Контактная информация у классных руководителей и на страницах электронного дневника. Берегите себя!

Педагог-психолог гимназии Т.В. Близнюк