Урок внеклассного чтения «Преподобный Сергий Радонежский – Учитель и Устроитель Земли Русской»

Тема: Урок внеклассного чтения «Преподобный Сергий Радонежский – Учитель и Устроитель Земли Русской»

Цель: обобщая и систематизируя знания о характере главного героя в исторической повести, определить черты идеального героя духовной литературы.

Задачи:

  • закрепить понятия о древнерусской литературе, жанре жития, духовной литературе;
  • познакомить с фрагментами «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого;
  • помочь понять идею картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и выявить общность позиций великих художников по отношению к проблеме духовного подвига человека;
  • обогатить словарь учащихся историзмами и архаизмами.
  • развивать аналитическое мышление, приемы наблюдения;
  • учить спорить, доказывать свои мысли, аргументируя;
  • формировать умение выделять главное;
  • развивать грамотную речь;
  • воспитывать патриотизм, гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду, трепетное отношение к памятникам старины, историко-культурным ценностям, к православной религии;
  • дать импульс к формированию познавательного интереса и положительной мотивации к изучению мировой художественной культуры и истории христианской православной культуры.

Тип урока:

интегрированный урок с использованием информационно-коммуникативных технологий:

  • литература;
  • история;
  • словесность

мировая художественная культура

Предварительная подготовка к уроку:

  • просмотр фильма «Сергий Радонежский», «Троице Сергиева Лавра»;
  • прочтение «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого;
  • встреча с отцом Константином, служителем Епархии для объяснения встретившихся понятий, терминов из области христианства;
  • подробное изложение «Сергий Радонежский»;
  • привлечение учащихся к поиску материала на тему «Учитель и устроитель Земли Русской»
  • поиск иллюстративного материала группой учащихся для сообщения и презентации по творчеству М. Нестерова.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация;
  • рабочие листы.

Ход урока.

 “Преподобный Сергий Радонежский – благодатный воспитатель русского народного духа ”.

В. Ключевский

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент.

Сегодня мы проводим необычный урок внеклассного чтения. Мы будем говорить о литературе, но опираясь на историю, изобразительное искусство. А в конце этого урока мы напишем небольшую творческую работу.

Готовность к уроку

II.

  1. (Звуковое оформление: звучит запись церковной мелодии)

  2. Чтение стихотворения

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.

— О каком человеке мы сегодня поведем с вами разговор?

Слайд № 1

Тема нашего урока: «Преподобный Сергий Радонежский – Учитель и Устроитель Земли Русской».

Мы продолжаем познание жизни и деятельности Преподобного Сергия Радонежского – одного из самых великих личностей России. Для этого постараемся понять очень сложный внутренний мир Святого, душа которого была постоянно подчинена закону любви к Богу, к ближним, к Отечеству.

Наш урок является итоговым в серии занятий об этом святом.

Давайте вспомним, как мы готовились к нашему уроку.

На основе уже полученных знаний постараемся ответить на вопросы:

— Почему, за какие дела считают Преподобного Сергия Радонежского великим деятелем России?

— Можно ли назвать Преподобного Сергия Радонежского Учитель и Устроитель Земли Русской?

Слушание звона колоколов

О Преподобном Сергии Радонежском

III.

Работа с эпиграфом Слайд №2

Эпиграфом нашего урока я взяла замечательные слова видного русского историка Василия Осиповича Ключевского.

Прочитайте эпиграф к уроку

— Где вы встречали эпиграф? Какую роль он выполняет в художественном произведении?

— Как вы понимаете слова В. Ключевского?

Эту основную мысль мы постараемся провести через весь урок и отразить ее в своих творческих работах в конце урока.

Короткий текст или цитата поясняет основную идею произведения

IV.

Словарная работа

Ключевский называет Преподобного Сергия Радонежского воспитатель. Подберите к данному слову синонимы.

— Какова роль синонимов в языке?

— Каково значение человека, которого мы называем этими словами?

В любом сочинении не должно допускаться повторения одного и того же слова или фразы.

— Как представлен образ этого святого в тех источниках, которые мы с вами изучали?

А теперь, продолжая нашу словарную работу, предлагаю выполнить задание: сопоставьте лексическое значение слов со словами. Слайд № 4

Самопроверка

Вывод:

— У кого нет ошибок?

— Как связаны эти слова с Преподобным Сергием.

Используйте данный словесный ряд в своих работах

Учить, наставлять, подавать пример, передавать свой опыт

Слайд №3

Молитвенник Печальник Земли Русской

Заступник Руси

Великий Хранитель Русского народа

Всенародный Учитель и устроитель России

Воплощение Высочайшего Духа

Светило Светлое

Великий Воевода

V.

Работа по серии картин Нестерова

Личность Преподобного Сергия Радонежского в разные времена вдохновлял мастеров на создание шедевров искусства. Одним из них является русский художник Михаил Васильевич Нестеров.

Наши ребята подготовила сообщение о художнике М. В. Нестерове и его произведениях.

Слушая ребят, в рабочих листах делайте пометки, которые вы потом используете в своей творческой работе

  1. Сообщение об авторе Слайд № 5, 6

  2. Анализ картины Слайд № 7

  3. Стихотворение по картине

Поделитесь своими впечатлениями о работе ребят.

— на что вы обратили внимание?

— Какие мысли могли бы вы взять для себя.

Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек. Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя — вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.

В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.

VI.

Выборочное чтение, пересказ фрагментов жития к каждому изображению

Преподобный Сергий Радонежский наделен достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Задания;

  1. Восстановите хронологию Слайд №8

Преподобного Сергия Радонежского в XIV в. не оставил о себе ни единой строчки. Из какого источника мы, жители XXI в., узнали о подвиге Великого Подвижника?

— Житие. В чем особенность жанра?

— Когда и кем было написано житие Преподобного Сергия Радонежского?

  1. Перескажите или прочитайте эпизоды к изображениям

Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек. Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя — вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.

В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.

1417-1418гг.

Современником и учеником Преподобного Сергия Епифанием Премудрым

VII.

Творческая работа

— Какой эпизод из жизни Преподобного Сергия Радонежского вам особенно запомнился?

— Что вызвало у вас удивление, восхищение, недоумение в личности Преподобного Сергия Радонежского?

— В чем вы бы хотели быть на него похожим?

— О чем бы вы хотели написать в своей творческой работе?

Я предлагаю вам четыре вопроса, на которые вы по выбору можете дать ответ. Слайд №9

Итог работы: чтение работ учащихся.

Слайд №10

Вернемся к началу нашего урока.

— Мы ответили на поставленные вопросы?

— Чему учит нас пример жизни Преподобного Сергия Радонежского?

— Почему такие люди как Преподобный Сергий Радонежский в сознании поколений превращаются в идеал?

 

VIII.

Рефлексия

Ученик. Ребята, каждому из нас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от нас зависит, какую частичку себя мы оставите на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем пока только учиться. Его образ воспитывает в нас смирение, покаяние, любовь к ближнем, уважению к старшим, уважению к религии. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе.

 

IX.

Итог урока

Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к свои родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, вашу души.

Слайд №11

Н. Гумилев

Есть Бог, есть мир,

Они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который верит в мир и верит в Бога.

Приложение № 1

Нестеров Михаил Васильевич

Хорош божий мир! Хороша моя родина! И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее, тем самым помочь полюбить и другим мою родину.
Нестеров М.В.

Нестеров Михаил Васильевич — мастер религиозной живописи.

Всякому образованному русскому человеку известно «Видение отроку Варфоломею». Полотно иллюстрирует один из ключевых эпизодов жития Преподобного Сергия — момент его встречи с черноризцем, предсказавшим великую будущность святого. На этой картине художник в полной мере отразил собственное христианское чувство, свою живую веру. Однако эта живописная работа Нестерова не единственная в своем роде. На протяжении многих лет Михаил Васильевич упорно стремился в полной мере воссоздать облик Сергия, постичь все грани его святости, самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь, — и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами. В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу. «Видение отроку Варфоломею» стало первой из них.

Каждый раз, обращаясь к житиям святых, Нестеров заново решал непростую творческую задачу: как показать невидимую, но прочную мистическую связь между героем жития и Богом. Всякий раз образ этого святого, будто магнит, притягивал к себе мысли художника. Нестеров снова и снова обращался к личности великого старца. Медленно, осторожно, любовно рассматривал его со всех сторон — как драгоценный живой бриллиант. Не зря, видимо, на нестеровских полотнах Радонежский чудотворец предстает во всех возрастах: и ребенком, и юношей, и зрелым мужчиной, и пожилым человеком.

Приложение №2

«Видение отроку Варфоломею» — больше чем картина. Это полотно тёплое, нарядное, глубоко символичное… как икона допетровских времен.

На картине нет ничего случайного, ничего лишнего. Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане — это приходской храм, в котором Преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, — и, одновременно, это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа — дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб — будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества. Как это похоже на традиции иконописи — изображать на одной доске события прошлого, настоящего и будущего в столь тесном единстве, будто происходят они в один и тот же миг! Приближает картину к иконе и выбранная художником цветовая палитра. Охристо-желтый и нарядный багряный, голубовато-зеленый и богатый золотой в сочетании с беловато-бежевым фоном и коричнево-черным акцентом. Это нарядное сочетание красок было одним из излюбленных у древнерусских иконописцев.

«Видение отроку Варфоломею» не зря считается едва ли не лучшим из произведений Нестерова. Картина настоящая, она словно дышит, на нее завороженно смотришь и не можешь сформулировать словами всю глубину смыслов, в ней сокрытых. Слова лишь выхватывают то тут кусочек, то там — а всей полноты объять не могут. Да и не нужны тут слова, без них всё понятно — картина сама вливается в душу.

Приложение № 3

Светлана Скорик

Видение Сергию Радонежскому

На этой картине не просто пейзаж, а Видение,
и главная тема, как это ни странно, все он.
Ну да, и о Сергии, иноке, преображении,
о том, как был к свету и грамоте вдруг вознесён… –
А всё же Видение — это пейзаж сокровенный,
почти идеальный, небесный, духовный почти,
его это отсветы в позе моленного рвения,
его это сила в очах, возжелавших мечты.
Недаром сам инок от нас отстраняется саккосом,
лицо утонуло, и светится лишь борода,
в руках его старых ковчежец — как мудрости сага,
пусть Сергий поверит — София вольётся сюда.
Но ярче — иное: иконка на дереве тёмная,
намолена трепетно долгой симфонией лет,
горит из оклада светло, судьбоносно, бездонно,
и дереву этому смерти и возраста нет.
Тропинка с холмов убегает,
верней, ускользает, верней, улетает, себя оторвав от холмов,
туда, где глухие леса на горе наблюдают
часовенки лёгкий, неслышный малиновый зов.
От этой речушки, от этих полей безымянных
и от огородов с капустной зелёной грядой
взор отрока — вглубь, за Писанья Священного манной.
Как эти холмы, и судьба его будет крутой.
Истают берёзки, оставив себя за порогом
отроческой жизни, рассеется стадо. Взамен
ему утешением — сладости Божьего слога
и «стадо» иное, в иной комбинации сцен:
то пустынь-то слава… монашество… слава и пустынь…
Но слава бессмертная выпадет всё же ему.
И кнут он пастуший оставит, как грядку капусты,
и эту холщовую с Новым Заветом суму.
Но вечно в очах будет ёлочки стебельце малое,
лазоревый цветик в пожухлой шуршащей траве,
двускатная крыша часовенки — узкая, алая, —
там слово впервые сложилось в его голове.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://oneschool.ru/rok-vneklassnogo-chteniya-prepodobnyj-sergij-radonezhskij-uchitel-i-ustroitel-zemli-russkoj/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

17 − 4 =

47264493