Роль деепричастий в художественной литературе

Роль деепричастий в художественной литературе.

Цели урока:

1) формирование представлений о роли деепричастия в художественных произведениях (на примере поэзии Ф.Тютчева);

2) актуализация опорных знаний и умений по теме «Деепричастие».

Задачи урока:

1) развивать чуткое отношение к родному языку, поэзии;

2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте;

3) развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование:

1. презентация

2. раздаточный материал

3. Снежинки

4. Словари

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

Здравствуйте ребята. Начнем наш урок. … Прочитайте слова Константина Георгиевича Паустовского, которые мне захотелось взять эпиграфом к уроку:

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобную тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Вдумайтесь в слова.

Что хотел сказать Паустовский?

-Какой раздел науки о языке мы изучаем?

-О какой части речи говорили на предыдущих уроках?

Могут ли деепричастия, подобно драгоценным камням излучать поэзию?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

Ответы.

Должны увидеть, какую роль играют деепричастия в художественной литературе. Можно ли без него обойтись?

Для чего используют деепричастия в речи, какова их роль в речи, текстах.

Тема нашего урока «Роль деепричастий в художественной литературе». Какие задачи вы ставите перед собой?

Обобщаю, о чем пойдет речь на уроке:

Вспомним, что знаем о деепричастии.

Откройте тетради. Запишите тему урока

Вспомним, что знаем о деепричастии. И поможет нам в этом само деепричастие, роль которого исполнит Даша.

Переведите услышанное на научный язык. Составьте опорную схему, которая вам поможет вспомнить все, что мы знаем о деепричастии.

Выступление Даши Якименко.

Дети составляют опорные схемы о деепричастии.

А сейчас ответьте на вопросы, используя составленную схему.

Вопросы:

-что называется деепричастием?

-Какие признаки глагола имеет деепричастие?

-Как изменяется деепричастия?

-Что называется деепричастным оборотом?

-Какова синтаксическая роль деепричастия?

— Синтаксическая роль деепричастия?

-как образуются деепричастия несовершенного вида ( -а, -я)

-как образуются деепричастия совершенного вида (-в, -вши, -ши, -а, я)

Ответы детей

Следующий этап урока – Работа с текстом. Прочитайте два текста.

— О ком говорится в текстах. Что вы узнали об этом замечательном поэте 19 века. Не случайно сегодня на уроке мы вспомнили о Ф.И., потому что 5 декабря отмечается юбилейная дата – двухсот десятилетие со дня его рождения.

Чем отличаются тексты? Какой текст вам больше нравится, почему. Так какова роль деепричастий в тексте?

Определите стиль текста – публицистический

Тип речи – рассуждение.

Задания

1. Прочитайте, определите стиль и тип речи (публицистический, рассуждение).
2. Спишите, расставьте знаки препинания.
3. Подчеркните обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом.

Тютчев изобр_жая природу не предст_ет перед нами простым наблюдателем. Стараясь проникнуть в ее тайны он обращается к жизн_ человека находя ясное объяснение тем явлениям, которые он наблюда_т вокруг себя. Пытаясь понять душу природы услышать ее гол_с он изображает ее живым р_зумным существом:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (словарная работа)

Чтение — текста ученик

Следующий слайд

Работа с текстом

Объясняет 1 ученик

 

Предложения стали громоздкими, что затрудняет сосредоточить внимание на действии. Именно деепричастия позволяют описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно. Деепричастия делают текст более поэтичным, давая возможность увидеть основные действия и добавочные,

Какова роль деепричастий. Как вы думаете? А в разговорной речи мы часто употребляем деепричастия? (Язык художественной литературы.

 

А сейчас мы поговорим о роли деепричастий в стихотворениях. Проверим ваше домашнее задание. Вы должны были найти стихотворения Тютчева с деепричастиями и деепричастными оборотами. И подумать какова же роль и значение это части речи в поэзии.

Исследовательская работа

Во время выступлений учащихся класс выписывает деепричастия с глаголом, от которого задаем вопрос к деепричастию или деепричастному обороту, определяя вид деепричастий.

У доски двое учеников рассказывают о результатах своих исследований, читают примеры стихотворений, рассказывая что выражают деепричастия (внешнее движение, душевное состояние и т.д.

Стихотворение «Весенняя гроза» (Настя Клименко)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Синтаксический разбор предложения на доске.)

Роль деепричастий: делают язык красивым, ярким, живым; помогают создать целостный художественный образ ( веселый, резвый, игривый, живой) Передают динамику, движение образа. Автор использует прием олицетворения.

Листья (Ульяна Рудакова)


Пусть сосны и ели
Всю зиму
торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Роль одиночного деепричастия помогает показать одновременность действий (спять, закутавшись), образ сосен и елей благодаря этому можно прекрасно представить, автор использует такой прием, как олицетворение и помогает ему в этом деепричастие.

Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет и звук немеет
В оцепененье ледяном, —
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она всё льется — и,
журча,
Молчанье мертвое тревожит.

Жизнь льется, журча. Автор использует деепричастие, показывая яркий и живой образ жизни, используется деепричастие, передающее звуковое впечатление, что помогает нам представить ярко этот образ.

Зима недаром злится (Лера Сафронова)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Автор в данном стихотворении использует одиночное деепричастие, чтобы показать одновременность действия, это придает картине динамичность.

Выступление

Насти Клименко – весенняя гроза

Ульяны Рудаковой – Листья

Леры Сафроновой – поток

Куликовой Ангелины – Зима.

Класс, зачитайте деепричастия, дееприч. Обороты, определяя вид.

Ответы детей

Вопрос к классу. Мы прослушали отчет о творческом задании. Зачитайте глаголы с деепричастиями, обозначающими добавочное действие при основном.

Как бы резвяся и играя, Грохочет.

Торчат, закутавшись, спят

журча, тревожит.

Взбесилась, снегу захватя,

Пустила, убегая,

Так какова роль деепричастий в стихотворениях Тютчева?

-Деепричастие делает язык красивым, поэтичным, ярким, живым, образным. Дает возможность создать целостную картину, представить художественный образ. Деепричастие выступает выразительным средством. Оно дорисовывает движение. Делает текст более сжатым, позволяя сосредоточить внимание на действии

 

Следующее задание

Прочитайте, глаголы,

Нужно заменить один из глаголов деепричастием, но это еще не все, необходимо распределить глаголы и деепричастия по группам

Шел, подпрыгивал; сидел, задумался; плакал, всхлипывал; летел, кружился; рассказывал, смеялся; думал, переживал; бежал, спотыкался, говорил, задыхался от обиды.

 

Следующее задание.

1) передающие только движения

2) передающие душевное состояние

Шел, подпрыгивая

Сидел, задумавшись

 

Плакал, всхлипывая

Летел, кружась

Рассказывал, смеясь

 

Думал, переживая

Бежал, спотыкаясь

 
 

Говорил, задыхаясь от обиды

Образуйте от глаголов деепричастия, распределив их п

2 ученика у доски

После выполнения задания взаимопроверка.

Что еще могут передавать деепричастия?

Ответы

6. Вы правильно заметили, что деепричастие очень интересная, значимая часть речи, она может передать очень много. Один из английских поэтов даже написал стихотворение, состоящее из 48 одиночных деепричастий и деепричастного оборота. Имя этого поэта-романтика Роберт Саути. Называется оно — Лодорский водопад. Послушайте его, и постарайтесь ответить на вопрос, что еще могут передавать деепричастия?

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Чем интересно это стихотворение? это стихотворение интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды, автор использует необычную форму, напоминающую водопад.

— Каким вы представляете себе этот водопад? (Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый)

 

Задание Выписать по рядам деепричастия. Которые обозначают добавочное действие по

1 ряд а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
2 ряд б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
3 ряд г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

Итог.

Какова же роль деепричастий в художественной литературе? Для чего авторы используют деепричастия? (Нарисовать картину природы)

Мы согодня попробуем себя в роли авторов собственных небольших сочинений. За окном прекрасная картина наступившей зимы. Такие пейзажи вдохновляют и писателей и поэтов на творчество. Напишите 2-3 предложения на тему «Зимняя зарисовка», используя деепричастия или деепричастные обороты — на снежинках. Это и будет итогом нашего урока. Так как мы не только узнали о роли деепричастий, но и научились использовать их в своих маленьких сочинениях

Зачитайте свои предложения.

Роль деепричастий?

Оценки за урок.

Спасибо за урок.

Я предлагаю вам взять снежинки и написать деепричастия, которые могут украсить ваше описание картины за окном. Зима, конец ноября, идет снег.

Домашнее задание: Написать мини-сочинение «Зимний день», используя в своем тексте деепричастия.

Дополнительные файлы

Постоянная ссылка на это сообщение: https://oneschool.ru/rol-deeprichastij-v-hudozhestvennoj-literature/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

4 × 3 =

47264493