Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных

Конспект урока русского языка

Учитель Яковлева И.М,

 

Слайд 1

Три склонения имен существительных.

Падеж имен существительных.

Слайд 2

ЦЕЛИ:

  • Проверить знания учащихся по теме о принадлежности имён существительных к одному из трёх склонений; закрепить умения учащихся определять склонение ( кроме слов на -ия, -ие, -ий) падежи имён существительных, написание е – и в окончаниях существительных (сведения, известные учащимся по начальной школе);
  • Развивать умения учащихся высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать любовь и чуткое отношение к природе, стремление беречь и защищать окружающую среду, прививать интерес к предмету.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного.

Сегодня на уроке мы с вами проверим ваши умения определять склонение, падежи имён существительных, вспомним некоторые пройденные на предыдущих уроках орфограммы.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Работа у доски

Карточка 1

Вставить пропущенные орфограммы и пропущенные знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения. Составить схему предложения.

Пр..рода это волшебник она дарит нам радость и созд..ет разные уд..вительные вещи.

 

Карточка 2

Выписать из текста 5 словосочетаний существительное + прилагательное. Обозначить главное и зависимое слово, задать вопрос, определить падеж существительного.

Видел я в..сход со..нца над р..дными п..лями, над густыми зар..слями кустов возле речки.

В пр..зрачном зеркале воды отражаются звезды, тонкий серп месяца.

Под пение бе..численных птиц и ш..пот камышей поднимается со..нце.

Распол..гаешься на берегу и ждешь р..ждение нового дня.

 

Карточка №

Выполнить морфологический разбор слова

Рождение дня3

 

Проверка домашнего задания

Один ученик работает у доски (домашнее задание)

  1. Выписать существительные, которые имеют форму только единственного и множественного числа.

Работа по тексту.

Слайд 3

Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом?

1. В пр..зрачном зеркале воды отражаются звезды и тонкий серп месяца.

2. Видел я в..сход солнца над р..дными п..лями над зар..слями кустов возле речки.

3. Распол..гаешься на берегу и ждешь рождение нового дня.

4. Под пение бе..численных птиц и ш..пот камышей поднимается сол..це.

 

Вопросы

  1. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? Что такое текст?
  2. Постарайтесь восстановить текст. Запишите номера предложений восстановленного текста в определенном порядке.

Проверим. (2,1,4,3)

Слайд 4

  1. Прочитайте текст. Какой стиль речи использует автор? (Художественный)
  2. Какой тип речи? (Повествование)
  3. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните свой выбор.

Восход, родными, полями, над зарослями, прозрачном, бесчисленные, шёпот, солнце, располагаешься, рождение.

  1. Запишите предложение с пропущенными знаками препинания, выполните синтаксический разбор, составьте схему.
  2. Какой падеж имеют подлежащие, выраженные именами существительными?

 

Запись в тетрадь

Видел я восход солнца над родными полями, над зарослями кустов возле речки. (однородные дополнения)

Проверьте, правильность вашего выбора

Слайд 5

 

Проверка работ учащихся на доске

Продолжаем работу.

Что вы можете рассказать об имени существительном?

— ответы

Сколько склонений имеет существительное? (3)

Дадим слово историку-языковеду и узнаем , сколько падежей в языках других народов.

(Маркова Юля)

Слайд 6

Вспомним, какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2, к 3.

Распределите существительные по склонениям.

1 2 3
Речка

вода

Восход, прилив

Солнце

облако

Гладь

Тишь

Степь, полночь, ель

Как изменяются имена существительные? Что необходимо знать, чтобы правильно написать окончания существительных? (падежи).

Вспомнить падежи нам поможет Даша Мороз. Она расскажет сказку «Откуда пошли названия падежей»

Грамматическая сказка

Повторим падежные вопросы

И – кто-что? В – кого-что?

Р — Кого-чего ? Т – кем –чем?

Д — кому-чему? П –о ком- о чем?

Физкульт минутка

Сегодня мы приготовим себе карточку-помощницу, которая нам поможет легко определить склонение существительного и написание падежных окончаний существительного.

Слайд 7

Рассмотрите таблицу. В каком падеже будет окончание и у существительных 1 склонения?

2 склонения, 3 склонения.

Заполните свою карточку-помощницу.

Как правильно определить падеж существительного? На этот вопрос вы найдете ответ в учебнике. Стр. 208. Прочитайте, Ответьте на вопрос.

Что необходимо знать, чтобы правильно написать падежное окончание существительного? (склонение, падеж)

Выполнение задания

Записать словосочетания, объяснить написание падежных окончаний существительных.

Лежать в постели, в постельке; на высокой ели, ёлке; висит на ветке, на ветви.

 

Слайд 8

Запишите стихотворение, определите склонение и падеж имен существительных.

Зимняя бахрома

На сосн.. и на берёз.. — бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весн..

Эту пряжу на берез.. и сосн.. .

Слайд 9

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом (мышь).

В этот час такая (тишь)

Только слышно: «Спи ( малыш!)

Объясните правописание ь после шипящих на конце слова.

А сейчас я предлагаю вам выполнить задания теста.

 

Тест (выполнение работы)

Итоги урока. Оценки за урок.

Чтоб упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Слайд 10

Все тексты и слова, которые мы использовали на уроке были о природе. Поэтому домашнее задание будет творческим. На уроках литературы мы знакомимся со стихотворениями о природе замечательных русских поэтов (Тютчева, Майкова, Сунрикова,. Выпишите из этих стихотворений словосочетания глагол + существительное, определите склонение и падеж имен существительных. Составьте 3 сложных предложения о природе, включите однородные члены.

Спасибо за урок.

 

 

Дополнительные файлы

Постоянная ссылка на это сообщение: https://oneschool.ru/tri-skloneniya-imen-sushhestvitelnyh-padezh-imen-sushhestvitelnyh/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

пятнадцать + 11 =

47264493