ЦЕЛЬ: — способствовать формированию представления о роли афинского порта Пирей, его гаванях, торговле.
Задачи:
— развитие навыков работы с картой, схемой, наглядным материалом; развитие речи, памяти, работы с историческими источниками и понятиями;
— воспитание негативного отношения к рабству, уважения к культуре других народов.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Актуализация знаний по теме «Греко-персидские войны»
1. Индивид. опрос –
а) Объясните: стадион, ипподром, атлет, пятиборье, стратег, фаланга.
б) Укажите даты событий: Марафонская битва, Саламинский бой, Первые олимпийские игры.
— Когда греки праздновали тысячелетие каждого из названных событий?
в) Карточки: вопросы по рисунку, вопросы к тексту.
2. Фронт. опрос
С каким событием в истории Древней Греции мы познакомились на прошлых уроках? Почему маленькая раздробленная Греция победила мощное Персидское царство?
3. Ввод новой темы.
— вводное слово учителя
Одним из городов, пострадавших от войны, были Афины. Но именно они в 5 в. до н.э. стали центром восстановления Греции и возобновления прежнего ее величия.
Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок- экскурсия.
Сл.1 Мы отправимся в древний город Пирей, который был афинским портом.
Наша с вами цель в путешествии – посмотреть, что собой представлял город – порт, какую роль он играл в жизни греков.
Когда вы попадаете в новое место, что вы пытаетесь о нем узнать?
Наши задачи – узнать, как выглядел порт, чем торговали жители Афин и Пирея, какие категории людей жили в Афинах и Пирее.
Итак, мы отправляемся в путь.
1 задание: — работа со схемой города Пирей.
Сл.2 Поскольку сами Афины расположены в стороне от моря, то жителями города был построен специальный город-порт. Им стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин.
Сначала афинским портом была Фалерская бухта, она была ближе к Афинам, но когда значение моря в жизни афинян возросло, порт перенесли в Пирей.
Посмотрите на местоположение города и попробуйте ответить, почему?
(Предполагаемый ответ — город расположен на небольшом полуострове, который со всех сторон окружен морем. В нем много гаваней, для того, чтобы корабли могли близко подойти к берегу.)
Сл.3 –А что такое гавань? (место стоянки кораблей)
Сл.4 а,б,в – Дорога, соединяющая Пирей с Афинами, была защищены длинными стенами, которые в высоту достигали до 10 м.
Сл.4 г,д,е — Сколько гаваней вы видите в Пирее? (в Пирее было две военные гавани и одна торговая).
Давайте вначале побываем в военной гавани.
Сл.5 — работа со схемой.
Зачем Афинянам нужны военные гавани? – в них стоял военный флот афинян.
— как назывались военные корабли афинян? – триеры
— в чем преимущество триер?
На военных кораблях служили граждане.
— Как вы думаете, кого в Афинах называли гражданами? (афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин).
Сл.6
В гаванях было много бедных граждан, которые пришли сюда на заработки.
-Какую работу они могли выполнять? (Они работали гребцами, матросами, чинили и строили корабли на верфях (место в порту, где строили и чинили корабли).
Но в гаванях можно было встретить и богача. Он пришел на верфь, чтобы выполнить почетную и разорительную обязанность – на свои деньги снарядить боевой корабль. Таков был закон в Афинах.
Теперь давайте пройдем в торговую гавань. В Греции ее называли «ртом Афин».
Сл.7
— работа с картиной.
Посмотрите, перед нами торговая гавань Пирея.
Сюда приезжали корабли со всего света, привозили ткани, слоновую кость.
Перед разгрузкой купец, привезший товар в Афины платил пошлину за право торговать в Афинах.
Чем торговали афиняне?
Кувшины – вино и оливковое масло,
Мужчины выгружают рыбу.
Афиняне торговали вином, оливковым маслом, изделиями ремесла. Самым лучшим изделием афинских ремесленников были вазы – амфоры. (сл.8)
Посмотрите, на переднем плане люди несут мешки, как вы думаете, что в них?
Откуда привозили зерно в Афины? – из колоний.
А что еще могли привозить?
Итак, почему торговую гавань Пирея называли «ртом Афин»?
Сл.9 Кого же можно было встретить в торговой гавани? Кто составлял афинское общество? (сл.10-13)
— А кто еще нам мог встретиться?
— Могли ли быть в Афинах рабы-греки? Откуда привозили рабов? Кто становился рабом в Афинах?
— Где применялся труд рабов?
- Закрепление .
Работа по слайдам презентации.
Зачем Афинам понадобилось строить специальный город – порт?
Почему был выбран Пирей?
Какие гавани были в Пирее?
Как афиняне защитили военные гавани и зачем?
Чем торговали в Пирее?
Какие категории населения проживали в Афинах?
Кто такие граждане, переселенцы, рабы?
5. домашнее задание §36, написать сочинение «Мои впечатления от посещения Пирея»