Урок истории «Греко-персидские войны. Марафонская битва»

Цель урока: формировать представление о завоевательном характере персидского похода.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с причинами Греко-персидских войн, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.
  • Продолжить формирование умений составлять рассказ, анализировать исторические документы, карты, схемы сражений, делать несложные выводы.
  • Стремиться развить у учащихся чувство сопричастности героической борьбе эллинов за свою свободу, отметив, что благодаря мужеству, самоотверженности и патриотизму удалось победить Персидскую державу.

Оборудование: Мультимедиапроектор, презентация.

Документы: «Захват персами греческих колоний», «Геродот о Марафонской битве»

Основные понятия и термины: Марафонское сражение, стратег, фаланга, фланги.

Персоналии: Дарий, Мильтиад

Хронология: 490 г. До н.э.

Тип урока: урок-изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос
  1. Индивидуально – дифференцированные карточки (выполняют на месте)
  2. Фронтально —
  3. Расскажите об участниках олимпийских игр и их подготовке к состязаниям.
  4. Какие виды соревнований были частью этих игр?
  5. В тетради – Сравнительная характеристика олимпийских игр в древности и в современном мире. (Что нужно выделить? – сходства и различия)

Модель предполагаемого ответа

Сходство –

Различия –

  1. Подготовка к изучению новой темы

Тема урока – «Греко-персидские войны. Марафонская битва».

Казалось бы, это не связано с олимпиадой. Однако, одним из обязательных олимпийских состязаний, проводимых в настоящее время, является марафонский бег, длина составляет более 42 км. В связи с чем возникла эта дисциплина, мы попытаемся сказать с вами в конце урока.

Постановка учебной задачи.

Но для этого нам нужно проанализировать первое сражение в истории греко-персидских войн и решить: «Почему греки победили персов в Марафонской битве?»

На какие вопросы нам нужно ответить, чтобы проанализировать это сражение?

  1. Изучение нового материала

План:

  1. Почему началась война? (Причины войны)
  2. Где и когда состоялась Марафонская битва?
  3. Ход сражения.
  4. Итоги и значение битвы.

Причины конфликта, участники.

К началу V века до н.э. (работа с лентой времени) Дарий I покоряет побережье полуострова Малая Азия и некоторые государства Балканского полуострова.

  • Какие? (работа с картой в учебнике на с. 162)
  • К границам какого государства приблизились персы? (Греции)

Почему персы стремились к новым завоеваниям? (новые земли, богатства нужны для персидской знати, для остальных – территория для проживания)

Но были и другие причины, по которой Дарий I ненавидел греческие полисы. Ответ подскажет текст в вашем учебнике (текст зачитывается вслух- пункт1 стр.161):

— Меткая фраза, не правда ли? Как мы называем такую речь, присущую спартанцам? (Лаконичной).

Почему греческие колонии так противились власти Персии? (Не хотели становиться подданными, а хотели остаться гражданами, сохранив свои права и свободы.)

  • Как  вы думаете, как Дарий отреагировал на такой ответ?

Первичное закрепление

Итак, почему начались греко-персидские войны?

(Греки отстаивали свою свободу, осознавали, что защищают не только свое имущество, дома, детей, но и свободу, демократию, Родину!)

Ход сражения

В 490 г.до н.э. он направил к берегам Греции флот, который доставил в Марафонскую бухту конницу и пехоту (лучников) – 30 тыс. воинов.

Персидский флот входит именно в Марафонскую бухту, где недалеко от берега была просторная равнина, а  в 40,2 км от нее  находились Афины. Случайно ли это?

(конница – ударная сила лучше действует на равнине)

Под руководством стратега Мильтиада 10-тысячное пешее афинское войско двинулось навстречу врагу. Мильтиад не решился спуститься с холмов на равнину. Однако, часть персов, сев на корабли, покинула лагерь, стремясь захватить беззащитные Афины. Узнав об этом, Мильтиад отважился на сражение.

Видеофрагмент о сражении.

— Что такое фаланга? (боевой строй греков)

— В чем хитрость Мильтиада?

Еще не отшумела битва, а Мильтиад отправил в Афины гонца сообщить о разгроме персов. Расстояние в 40,2 км он преодолел за день, не останавливаясь. «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» — чуть слышно произнес он и пал мертвым.

— Какое явление сейчас с этим связано?

Однако, поражение не остановило персов. Они на кораблях взяли курс на Афины. Разгадав замысел противника, афиняне бросились на защиту города, сумев достигнуть его до прибытия персов. Персы же не пожелали испытывать судьбу и уплыли.

  • Каковы итоги битвы?
  • В чем значение битвы? (персы перестали считаться непобедимыми)

IV. Итог урока. Рефлексия.

Так почему же греки одержали победу над персами в Марафонской битве? (подсказка: что придавало силы грекам в битве?)

Вывод: Мужество воинов, Талант Мильтиада

На могиле погибших греков был сооружен холм, который сохранился до наших дней, а на гробнице была сделана надпись:

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.

V. Закрепление

Согласны с утверждением или нет:

  • Марафонская долина находилась от Афин на расстоянии 42 км.
  • Спартанцы активно участвовали в битве
  • В марафонской битве греки сражались против египтян.
  • Стратега, который возглавил греков, звали Мильтиад
  • Победу одержали персы.
  • Битва состоялась в 490 году до н.э.
  • Значение битвы велико, т.к. персы перестали считаться непобедимыми.
  • Греки победили, т.к. мужественно защищали свободу и независимость своего государства.

На следующем уроке вам предстоит узнать, как удалось грекам остановить настоящее нашествие персов.

VI. Д/з.

  • Параграф  34
  • Развернутые ответы на вопросы после параграфа.

Дополнительные файлы

Постоянная ссылка на это сообщение: https://oneschool.ru/urok-istorii-greko-persidskie-vojny-marafonskaya-bitva/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

два − 1 =

47264493