Урок развития речи. Письмо

Урок развития речи. Письмо

Цели урока:

  • Образовательная: узнать историю появления письма и виды писем; научиться правильно писать письмо, заполнять конверт;
  • Развивающая: развивать умение аналитически думать, рассуждать, делать выводы, обогащать словарный запас учащихся
  • Воспитательная: формировать чувство ответственности, учить добиваться результатов в работе, быть тактичным, корректным

Ход урока

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.

Н. Кузовлёва.

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

— Дорогие пятиклассники! К нам на почту пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать.

Адрес на конверте не указан, фамилия человека, которому оно адресовано – неизвестна. Вот что написано на конверте: “На деревню дедушке Константину Макарычу ”. Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста.

Уважаемый Почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся вам помочь. Оставайтесь с нами.

Сегодня на уроке мы познакомимся с эпистолярным жанром – жанром письма. Если мы обратимся к образцам художественной литературы, то отметим, что этот жанр использовали многие поэты и писатели (А.С.Пушкин, А.П.Чехов, С.А.Есенин)

вы познакомитесь с разными видами писем, научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма, конечно же, попробуете себя в роли адресанта, а наш гость отправит ваши письма адресату.

Слайд 1

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. Запишите эпиграф. В нем заключается важная ключевая фраза к нашему уроку. Позже мы обратимся к этим словам Н. Кузовлевой.

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.

 

Начнем наш урок со словарной работы.

Познакомит нас с новыми словами лингвист, знаток иностранных слов – Евгения Большакова.

Задание:

Вы записываете слова, запоминаете их написание и лексическое значение.

Слайд 2

Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, написанный в форме письма.

Эпистолярный образовано от греческого слова

Эпистола – что обозначает письмо, послание.

Адресат – получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление, телеграмма.

Адресант отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

Адресат и адресант – слова паронимы, близкие по звучанию слова.

Ребята, вы любите получать письма? Какое чувство у вас вызывает полученное письмо?

А что-нибудь вам известно из истории писем? Например, на чем писали письма в Вавилонском царстве? (на глиняных дощечках)

А для чего такое письмо клали в печь? (чтобы оно затвердело и высохло). Кто знает, как называлась техника такого письма? (клинопись).

Как звали человека, который писал такие письма? (писец).

Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое, для того, чтобы узнать, как доставлялись письма в старинные времена.

Задание!

Слушая их выступления, запишите слова, называющие людей , которые доставляли письма, в им. Падеже.

Слайд 3

Послушайте, как работала почта Вавилонского царства и Римской империи»

Сообщение Сафроновой Леры

Для того, чтобы доставить письмо, в Вавилонском царстве заботились о дорогах. Гонцу приходилось преодолеть множество километров. Таких гонцов называли – курсорами.

Курсоры бежали быстро, но их скорость не устраивала императора Августа, и он создал почту как государственное учреждение со многими почтовыми станциями, на которых распоряжались почтмейстеры. Теперь курсоры переносили письма только на короткие расстояния, а на длинные отправлялись конные посыльные или почтовые повозки. На каждой станции предлагали свежих лошадей, и письма доходили до адресата намного быстрее.

Ребята, а кого еще использовали люди в старину в качестве почтальона? (Голубей)

Слайд 4

О работе голубиной почты нам расскажет

Клименко Настя

После распада Рима на Востоке утвердилась арабская империя – Багдадский калифат. Там по пескам пустынь письма перевозили верблюды. Поэтому многие письма доходили с опозданием.

А калиф любил голубей. Голуби, жившие на крыше, всегда возвращаясь во дворец. Эту способность голубей – находить дорогу домой, использовал почтмейстер калифа. Он приказал посадить птиц в клетки и развести по всему калифату. А когда было нужно, письмо на тоненьком листке пергамента обматывали голубиную лапку, и птица летела домой. Так родилась голубиная почта.

Слайд

О том как работала почта французских королей нам расскажет

Печурина Даша

Во Франции курсора заменил курьер, и письма передавались курьерами по эстафете. Вместе с письмами разрешалась перевозка пассажиров, а также доставка посылок и золота. При этом почта отвечала за любые пропажи, зато и нападение на неё грозило разбойникам смертью. Каждое сообщение читалось тайной канцелярией, и только потом отправлялось адресату

Очень интересно, а как доставлялась почта на Руси, об этом нам расскажет

Якименко Даша

На Руси почта доставлялась тройкой лошадей с колокольцами под дугой. В сёлах вдоль дорог, , стояли почтовые станции для отдыха и смены лошадей. Каждую такую станцию по-татарски звали ям, а кучера, погонявшего тройкой, — ямщик.

Как же сейчас работает почта? …

Конечно же, вы все это знаете.

 

О современных способах доставки почты нам расскажет

Куликова Ангелина

В середине 19 века американец Морзе изобрёл телеграф, который позволял передавать по проводам электрические сигналы. Появились телеграммы. Сейчас письма доставляются поездами и самолетами. Появились мобильные телефоны, по которым можно и звонить, и посылать короткие тексты. И последнее изобретение человека – это интернет, означает «Международная сеть». Благодаря ему, можно связаться с любым уголком Земли, где тоже есть компьютер, подключённый к Интернету. Электронное письмо не надо бросать в почтовый ящик, нести или везти, оно приходит адресату почти мгновенно.

 

Прочитайте, слова, которые вы записали: Письма доставлялись гонцами, курсорами, курьер, ямщик.

Спасибо за интересные сообщения. Несмотря на все новинки в области техники, люди до сих пор пишут письма.

Какие письма бывают, мы узнаем, причитав упражнение 1.

Задание: Внимательно прочитайте текст.

Упражнение 1

Вопросы: Какие бывают письма?

Какие письма отнесем к деловым?

Как мы будем обращаться к адресату в деловом письме? (официально)

 

Каковы особенности письма личного характера ? (письмо-рассказ)

Какое обращение будем использовать в личном письме? (дружеские)

А сейчас рассмотрите схему в упражнении 2 Виды писем.

Упражнение 2

Составим в тетради схему. Запишем, какие бывают письма. Заполним пустые окошки схемы.

Какие письма относятся к деловым и личным.

О чем можно рассказать в личном письме.

Проверим

Слайд 6

ПИСЬМО

деловое личное

поздравление, письмо-рассказ

просьба, благодарность

Учитель

Мы познакомились с видами писем.

А сейчас поиграем.

Игра «Отгадай слово»

По лексическому значению отгадайте слово.

Задание: Слова записываем в тетради. Выделяем орфограммы. ( Доска)

1) Написанный текст, посылаемый адресату (письмо)

2) бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (конверт)

3) пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (адрес)

4) Цифровое условное обозначение населенного пункта. (индекс)

5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.(почтальон)

6) Знак оплаты почтовых сборов в виде маленькой, обычно четырёхугольной бумажки с изображениями и обозначением цены. (Почтовая марка).

  1. Почтовая карточка для открытого письма. (Открытка).

Вопрос: Какие орфограммы в этих словах?

безударная гласная в словах – письмо, почтальон;

словарные слова: конверт, адрес, индекс, почтальон,

написание приставки открытка;

без орфограммы слово марка)

Ребята, что необходимо для написания и отправки письма?

Конверт, лист бумаги, ручку и желание.

Сейчас мы будем учиться заполнять конверт.

Но сначала посмотрим сценку из известного мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

Инсценировка.

— К Простоквашино всё ближе и ближе подступал Новый год. И все ликовали – и пёс, и кот Матросскин, и сам дядя Фёдор.

И только почтальон Печкин грустный ходил. Однажды он сказал дяде Федору:

  • Вам хорошо. Вас много, целых трое, и ещё галчонок у вас. А я живу один, как на помойку выброшенный. К вам родители приедут, а ко мне никто не приедет.

И тогда дядя Фёдор написал вам письмо:

Дорогие ребята! Скоро Новый год, все будут веселиться и радоваться в кругу своей семьи и друзей. А почтальон Печкин один живёт, совсем грустный стал. Вы, пожалуйста, и к почтальону Печкину приезжайте или напишите ему письмо, помогите поднять ему настроение.

Дядя Фёдор.

 

Учитель: Ребята, давайте напишем письмо Почтальону Печкину. Пусть и у него Новый год будет интересным и веселым.

Но для начала нужно заполнить конверт. Очень важно это сделать правильно. Рассмотрите конверт, на нем нужно написать два адреса: адрес адресанта слева и адрес адресата – справа.

Слайд 7

Упражнение 3 поможет вам правильно заполнить конверт.

Обратите внимание на образец. Подписываем конверт аккуратно, разборчивым почерком.

Необходимо написать индекс – это часть адреса, первые три цифры индекса указывают на город и область

Индекс нашего города 679000

Рассмотрим Памятку по правильному оформлению адреса».

  1. От кого: фамилия имя ( в Р.п.)
  2. Улица, дом, квартира
  3. Город, область
  4. Индекс

РАБОТА С КОНВЕРТАМИ

Слайд 8

А сейчас посмотрите фрагмент из мультфильма, что в этом письме покажется вам странным?

— Как вы думаете, правильно ли написано письмо? Что заставляет нас смеяться? Чем достигается юмористический эффект? (письмо пишут разные лица и каждый пишет о своем)

И чтобы не было таких «казусов», как у нашего дяди Федора, важно уметь правильно писать письма.

Как вы думаете сколько частей должно быть в письме? письмо состоит из трех частей ( Зачин, информационная часть, концовка) Рассмотрим алгоритм письма.

Слайд 9

Упражнение 4

Алгоритм написания письма

  1. Зачин. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
    Здравствуйте… Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  2. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  3. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
    Подпись. Дата.

С чего будем начинать писать письмо? (С приветствия адресата) Что необходимо использовать в приветствии? (обращение? Как выделяется обращение на письме?

После приветствия последует сообщение. О чем мы будем сообщать? Что можно написать Печкину? (О себе, о нашем городе, об интересном случае, __________________________________________________________________)

Как будем заканчивать письмо? (Приглашением героя к нам в гости)

В конце письма необходимо —

Предлагаю вам следующее задание. Соберите письмо.

Упражнение 5 Собери письмо

Слайд 10

  1. До свидания. Будем с нетерпением ждать ваших писем.
  2. Пишут вам Юля и Дима.
  3. Мы живем в городе Биробиджане. Это небольшой, но очень красивый современный районный центр. В городе много зелени, красивых зданий, музеев, учебных заведений, мест для отдыха. У нас в городе очень чисто и уютно. Биробиджанцы – приветливый и гостеприимный народ.
  4. Вот мы и рассказали вам о своем городе.
  5. Здравствуйте, дорогие ребята!
  6. А что интересно вы, ребята, можете рассказать про свои города, села?
  7. Прочитали ваше письмо в газете и решили с вами познакомиться поближе. (5273461)

Как начинается письмо? Какую информацию содержит письмо в основной части? Чем заканчивается письмо?

А сейчас вы будете писать письмо Почтальону Печкину. Вы можете пригласить его на Новогодние каникулы в наш город, к себе в гости, рассказать об интересном случае, поведать, как интересно вы проводите время. Помните, что письмо должно быть написано грамотно, разборчиво, аккуратно и интересно, так чтобы герою захотелось вновь и вновь перечитывать его. Думаю, ваши письма поднимут настроение Почтальону Печкину, он не будет в Новогодние праздники чувствовать себя одиноко. Принимайтесь за работу.

Написание писем

Прочтение писем……….

VII. Заключительная часть урока (рефлексия).

Что интересного и нового узнали на уроке?

— На столе лежат конверты двух цветов. Если вам всё понятно по этой теме и урок понравился, то выберите красный розовый конвертик. Если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, выберите голубой конвертик. Поместите конвертик на доске (магниты на парте).

Передайте письма почтальону Печкину, он доставит их адресату.

Спасибо за урок

 

 

Дополнительные файлы

Постоянная ссылка на это сообщение: https://oneschool.ru/urok-razvitiya-rechi-pismo/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

четырнадцать − девять =

47264493